Корзина
197 отзывов
Сертифицированная компания Prom.ua
+380
66
376-93-78
+380
96
805-07-57
+380
63
436-33-71
УкраинаОдесская областьОдессапр. Гагарина, ул. А. Королева
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или физического лица-предпринимателя.
Магазин Аюрведы "Vedastan"

Бхасмы. Использование металлов и минералов в аюрведической фармацевтике

Бхасмы. Использование металлов и минералов в аюрведической фармацевтике

Токсичность тяжёлых металлов не вызывает сомнения и идея использования их в качестве лекарственных средств воспринимается современным медицинским научным сообществом с большим опасением или не приемлется вообще. Появившийся в наше время интерес к лечебным свойствам металлов и минералов воспринимается подавляющим большинством исследователей крайне скептически. Однако данные, доступные из сохранившихся древних источников, указывают на то, что люди применяли металлы в качестве лекарственных средств с незапамятных времён. Не только в Аюрведе и других Индийских системах медицины применялись металлы, но также и в Китайской медицине и в медицине Египетской цивилизации за две с половиной тысячи лет до новой эры. Римский врач Плиний и Греческий философ Диоскрид упоминают об использовании золота в медицине. Позднее Арабские и Персидские врачи использовали золото в своих рецептах. Кроме золота использовались и другие металлы в том числе: мышьяк, медь, железо, свинец, ртуть и цинк. Что касается Аюрведы, то металлы в этой системе медицины использовали большей частью в форме бхасм (зола).

Буквально, бхасма означает нечто неорганическое или, если речь идёт об органическом веществе, пепел получаемый после его сожжения. Процесс сожжения в Аюрведической терминологии известен как марана (кальцинирование, прокаливание, обжиг). Этот процесс также используется при получении бхасм коралла, жемчуга и морских раковин. В знаменитых аюрведических текстах, Сушрута и Чарака Самхитах, содержатся примеры использования металлов и минераллов в лечении различных заболеваний. В более поздних текстах (Аштанга Хридая, Вагбхата, Мдхахва Нидан, Шарангадхара Самхита и Бхава Пракаш) также упоминаются металлы и минераллы. В этой статье, мы расскажем о различных препаратах в состав которых входят бхасмы и в частности о сварна бхасме (зола золота).

Принципы аюрвведического лечения во много схожи с принципами, на которых основывается современная западная медицина. Обнаружить и убрать из организма вызывающий заболевание агент, супокоить тело и ум, полностью искоренить причину заболевания. Основное различие между этими двумя медицинскими системами, это используемы в них методы. В аюрведе очень большое значение придаётся нарушению баланса трёх доша в теле. Когда появляется дисбалланс в работе одной или нескольких доша, то нарушается и нормальное функционирование систем организма, что естественно приводит к различного рода заболеваниям. Сознание или ум (саттва), движение или действие (раджас), инертность противопоставленная им (тамас) – вечные нематериальные качества (гуны), которые управляют всеми материальными формами вселенной. Гуны оказывают непосредственное влияние на целебные свойства растений и других веществ.

В аюрведе широко применяется концепция очищения, что означает полностью искоренить болезнь, не оставив и следа. При лечении острых и хронических инфекций, аюрведа не ставит своей целью убить микробы: восстановление баланса трёх доша и нормальной работы иммунной системы само по себе уничтожит причину заболевания. Множество аюрведических лекарственных растений продемонстрировали сильный химиотерапевтический и иммуномодулирующий эффект при тестировании на эксперемантально вызванных инфекциях.

История алхимии в аюрведе
rasahala В аюрведической литературе, особое внимание уделяется фармацефтическому процессу известному как самскара. Буквально самскара означает процесс. Этот процесс направлен на то, чтобы получить желаемые качества у веществ подвергающихся обработке. Самскару можно разделить на две стадии: шодхана (очищение и детоксификация токсичных веществ) и бхайшая кальпана (дозировка). Некоторые токсичные растительные вещества, такие как: Strychnos nuxvomica, Aconitum ferox,Semicarpus anacardium, Commiphora mukul(гуггул), и почти все металлы и минералы подвергаются предварительному процессу очистки перед тем как используются в качестве лекарственных препаратов.

Расаяна в аюрведе является хорошо развитой и проработанной концепцией. Буквально слово расаяна означает увеличение расы, жизненной жидкости производимой в процессе переваривания пищи, которая поддерживает тело за счёт усиления дхату (одна из семи основных тканей составляющих человеческое тело). Пока раса движется в теле жизнь продолжается, остановка раса приводит к болезни и смерти. Расаяна, это то благодаря чему раса поддерживается и пополняется.

В наше время, изучение и практика расаяны, например расвидья считается алхимией. Алхимия появилась в Индии в 5-6 в.в. н.э. и процветала последующие 7-8 веков под царским патронажем. Индуистские тантрики развили в Индии алхимическое направление основанное на использовании ртути. В этом направлении чётко прослеживался символизм мужского и женского начала (Шива и Парвати). Ртуть относится к мужскому началу (Шива), а сера к женскому (Парвати).

rasalingam Лаборатория Индийских алхимиков называлась расахала, в которой находился эзотерический символ расалинга. Расалинга был изготовлен либо из смеси золота и ртути, или из ртути и серы. В тексте Расаратна Самуччая описывается как и где должна распологаться расахала. Там также описаны инструменты, которые должны быть в расахале. Таким образом, знание металлов и их использование в медицине было хорошо развито в Индии.
 

Алхимические тексты или тексты близкие по своему содержанию к алхимии встречаются и на других языках Индии, таких как: Тамильский, Телугу, Канада, Малаялам, Бенгальский, Маратхи, Ория и Гужарати. Существует более 200 работ на Тамильском посвященных системе медицины Сиддха. Растения играют важную роль в практике Индийских алхимиков. В текстах Расашастры упомянуто более 200 различных растений. Индийские алхимики (расавадины) обрабатывали минералы и металлы с помощью медицинских растений для того, чтобы достичь желаемых химических свойств этих металлов и минералов. Даже ртуть, которую считали божественным металлом, проходила такую обработку. Согласно Матракабхедатантрам: «ртуть не может стать бхасмой без помощи одного или нескольких растений».

Используемые для обработки металлов и минералов растения называли дивьяусадхи – божественными медицинскими растениями. Ртуть считалась королевой раса и носила много разных имён, таких как: парада, раса, сута, махараса, расендра, сварнакарака, сарвадхатупати и др. Существует много подробных рецептов где ртуть используется как основной ингридиент. В Индийских алхимических текстах, химические вещества делились на пять основных категорий: махараса, упараса, дхату, ратна и яды (виша). Существует всего восемь махарас, восемь упарас и семь дхату, включая три сплава: латунь (питтала), металл для колоколов (камсъя) и смесь из пяти металлов (вартка). Драгоценные камни относятся к категории ратна. Токсичные растения и минераллы относятся к категории ядов.

Аюрведическая фармацевтика

Аюрведические лекарственные средства делятся на три группы: расаяна – это те, что поддерживают общее здоровье и способствуют продолжительности жизни, ваджикарана – это те, что дают сексуальную силу и аушадхи – те, что противостоят заболеваниям. Это разделение на группы не является строгим, так как некоторые аушадхи могут действовать как расаяна и наоборот. Кроме этого, аюрведические лекарственные средства подразделяются на три группы по своим базовым признакам: 1) кастха аусадхи – растительные 2) раса аусадхи – металлы или бхасмы, синдура и 3) жангама аусадхи – средства животного происхождения. В зависимости от своей формы, способа приготовления, состава и формацевтических свойств, аюрведические препараты делятся на: Сварна, Калка, Хима, Пханита, Кашая, Асава, Ариста, Авалеха, Чурна, Вати, Гутика, Гхрита, Таила, Гуггул, Бхасма, Пишти, Парпати, Расайога, Синдура, Лепа и Анжана.
 

Аюрведические препараты на основе металлов и минералов

merc Золото, серебро, медь, свинец, олово, железо, песок (балу с берегов рек), известь и такие минералы как мышьяк (манассила), драгоценные камни (манаях), соли (лавана), красный мел (гайрика) являются средствами относящимися к земле (бхаума). Термин лоха в Индийской металлургии часто испольщуется по отношению к таким металлам как золото и серебро, а менераллы содержащие металлы (руда) называются дхату. Существует семь дхату: суварна (золото), ражата (серебро), тамра (медь), трапа (олово), тикша или аяс (железо), сиса или нага (свинец) и ваикринтака. Соли или лавана относятся к партхивам. Согласно Чараке, существует пять солей: сауваркала, саиндхава, вида, аудбхида и самудра. Мани и ратна синонимы и относятся к драгоценным камням.
Согласно раса шастре, ртуть является восьмым, особенным металлом и стоит отдельно от других металлов и минералов.
 

Бхасма
 

Для получения бхасм могут быть использованны не только металлы но и рога животных, морские раковины, перья, руда и другие минералы. Бхасма это пепел получаемый после зжигания. Исходный материал всегда проходит процес предварительной очистки (шодхана). Следующая фаза включает использование дополнительных ингридиентов: экстрактов растений, минералов. После чего материал в гранулированной форме помещают в печь. В итоге получается нетоксичный материал, например суварна бхасма, шанкха бхасма и тамра бхасма.

Парпати

Парпати, это особые препараты, которые готовят особым способом из ртути. Очищенную ртуть смешивают с серой и получают черный сульфид ртути. Затем с помощью ступки и пестика смешивают полученый сульфид ртути с другими компонентами. В свежем коровьем навозе делают небольшое углубление которое выстилают банановым листом. Расплавленную смесь выливают на банановый лист и накрывают другим банановым листом и поверх равномерно распределяют коровий навоз. После того, как смесь остынет полученные хлопья очищают и измельчают в порошок.

Расайога

Расайога, это многосоставные составы содержащие ртуть и серу (в форме каджали) вместе с другими металлами и минералами. Большинство ингридиентов расайоги это бхасмы. В итоге получают порошок или таблетки.
 

Синдура

Приготовление синдуры представляет из себя сложный процес сублимации. Эта процедура называется купипаква видхи в процессе которой на горлышке колбы остаётся минеральный слой, который называется синдура. Синдура считается более сильнодействующей чем бхасма.

Типы бхасм

Один из вариантов классификации бхасм, это классификация по их цвету и внешнему виду. Но более научный способ классификации основывается на доминирующем металле или минерале в составе бхасмы. Согласно такой классификации бхасмы делятся на группы, например раджата (серебро), тамра (медь), лоха (железо), правала (раковины) и др. Часто в состав бхасм входит два металла и металл с минералом. Например Триванга Бхасма содержит свинец, олово и цинк. В зависимости от того, какие ингридиенты использовались при их приготовлении, бхасмы делят на три категории: высокого качества, среднего и низкого качества. Ртуть всегда используется как базовое вещество в процессе под названием марана.

Предыдущие статьи
Контакты
+38066376-93-78
+38096805-07-57
+38063436-33-71
УкраинаОдесская областьОдессапр. Гагарина, ул. А. Королева
Магазин Аюрведы "Vedastan"
Ирина
social-icon
Loading...